Стратегическая авиация и катастрофы

Британские Королевские ВВС получили первые стратегические бомбардировщики типа «Вэлиант» в начале 50-х годов прошлого века. В 1956 году дальняя авиация англичан уже бомбила цели в Египте.

Один из «Вэлиантов» над южной Австралией сбросил атомную бомбу в целях испытаний. С 1958 года на этот дальний бомбардировщик стали размещать ракеты «Блюстил», имевшие водородные боеголовки.

Все самолеты ракетоносцы красились в белый цвет. В самом начале 1965 года «Вэлианты» снимают с вооружения. Почему? Дело в том, что на малых высотах в конструкциях подобных самолетов стали возникать трещины вследствие усталостных деформаций.

На высотах, где воздух разрежен, дальние бомбардировщики служили исправно, но надо было еще взлетать и садиться, а это происходило в плотных слоях атмосферы.

Технические характеристики «Вэлианта» были выдающимися для того времени: длина 33 метра и масса 43 420 кг (пустая), дальность полета более 7 000 км, грузоподъемность (с топливом) почти 45 тонн, 4 двигателя с тягой 4540 кгс каждый.

Самолет двигался на высотах 11-12 км с крейсерской скоростью 796 км/час, а на высоте 9 км – 910 км/час. Максимальная же высота подъема «Вэлианта» составляла 16 с половиной километров.

Особенностью этого стратегического бомбардировщика являлась сравнительно малая длина разбега при взлете, всего 1098 м! При посадке же требовалась полоса в 1676 м.

Вооружение составляло или одну атомную бомбу массой 4.5 тонны, или 21 обычную по 450 кг каждая. С 1958 года «Вэлианты» стали использовать дозаправку в воздухе. В экипаже одного самолета находилось 5 человек.

В США с середины 50-х годов прошлого века появляется B-52 («Стратосферная крепость»). Этот самолет длиной 49 метров, с полной взлетной массой 229 тонн, с максимальной скоростью полета на больших высотах (до 16.8 км) 957 км/час.

Различных бомб самолет мог брать на борт массой до 31.5 тонн. Восемь двигателей создавали общую тягу 36 000! Первую водородную бомбу на атолл Бикини американцы сбросили с B-52.

Был совершен перелет 27 000 км без посадки на 4-х этих стратегических бомбардировщиках в 1956 году, а в 1957 году – кругосветный. Казалось, что создан надежный дальний бомбардировщик, но в 60-х годах 20 века последовала серия катастроф.

В начале зимы 1961 года разбился B-52G в штате Северная Каролина, на землю упали две ядерные бомбы, но не взорвались. Одна приземлилась на парашюте, другая утонула в болоте. Погибло три члена из экипажа. Весной того же года падает B-52F в Калифорнии.

Экипаж самолета сумел катапультироваться, атомные бомбы вылетели при ударе самолета о землю, но не взорвались. В 1966 году B-52G, заправляясь в воздухе, столкнулся с летающим танкером, упав на землю (Испания).

Погибли все члены экипажа, потерялось 4 ядерных бомбы, две из них вызвали радиоактивное заражение местности. К счастью, не взорвались. И, наконец, январь 1968 года, катастрофа в Гренландии. Американский самолет B-52G рухнул на лед залива недалеко от военной базы с четырьмя водородными бомбами на борту.

Он нес боевое дежурство в Атлантике. И опять ядерного взрыва не случилось, словно какая-то неведомая сила не допустила этого. Самолет развалился полностью, сдетонировало при ударе о лед взрывчатое вещество в запалах бомб, разрушив их и заразив местность.

В СССР, в 1957 году разбился, загоревшись на взлете, стратегический бомбардировщик под кодовым названием «3М», экипаж полностью погиб.

Ядерного оружия на борту не было. Немного раньше, в конце августа 1955 г. упал при взлете с высоты 40 метров «М-4», погубив 8 человек экипажа (г. Энгельс).

В июне 1956 года там же, неудачно взлетая, рухнул «3М». В 60-х годах прошлого века произошло две авиакатастрофы с участием стратегических бомбардировщиков «3М», ВВС Советского Союза потеряли три машины.

Как бы надежно ни рассчитывалась конструкции дальних бомбардировщиков, они падают, горят и взрываются. Виновна же бывает либо техника, либо человек.

Хуже всего, когда огромные машины падают с ядерными бомбами на борту, а что они еще ни разу не взорвались при катастрофах, то чья это заслуга?

Контакты
603152, г. Н. Новгород, ул. Ларина, д. 13, офис 2
В начало